Авторизация
Правительство региона сформировало бюджет-2016. Предусмотрена ли поддержка для переславцев?

Сегодняшнее интервью с депутатом Ярославской областной Думы, председателем комитета по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству Александром Кучменко.

- Основной финансовый документ региона - бюджет области на 2016 г., по-прежнему будет социально ориентированным. И если в текущем бюджете расходы на социальные нужды составляют около 85%, то в следующем они вырастут до 92. Как это отразится на жителях региона в целом и Переславля в частности?

- Действительно, бюджет останется социально ориентированным. Однако уточню, что расходы на социальную сферу в 2015 году составят около 67% бюджета. Примерно такой же процент мы ожидаем и в 2016 году. И это очень значительные средства. По такому показателю, как сумма социальных расходов на душу населения, Ярославская область занимает 3-е место в ЦФО после Москвы и Московской области. Однако, к сожалению, это не говорит о том, что все социальные направления у нас дофинансированы. Безусловно, остро стоит вопрос и о повышении заработной платы бюджетникам, и об оптимизации расходов в социальной сфере (в первую очередь необходима адресность предоставления всевозможных льгот, должен учитываться критерий нуждаемости), повышении их эффективности уже на этапе планирования. Для депутатов Ярославской областной Думы это первоочередные задачи. Повторюсь - мы опережаем многие регионы по набору и наполнению социальных обязательств. Но это не повод почивать на лаврах, мало выделить значительные средства - необходимо ими рачительно распорядиться. Так или иначе, несмотря на непростую ситуацию с формированием доходной части бюджета, связанную в основном со снижением поступлений акцизов и налога на прибыль, выполнение социальных обязательств перед населением области является приоритетом региональной политики и именно этот принцип заложен в проект бюджета 2016 года. Все люди, кому положены те или иные льготы, получат их в полном объеме, все запланированные мероприятия по модернизации соцсферы также будут выполнены.

- Социальная сфера - это здравоохранение, культура, спорт, образование и еще много составляющих. Для переславцев в последние годы стал действительно больным вопрос здравоохранения - руководство ЦРБ меняется, к качеству медпомощи есть вопросы. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы ситуация стабилизировалась?

- Работать нужно эффективно всем уровням власти! Вопросы, касающиеся качества медицинской помощи, принципов работы системы здравоохранения, обеспечения населения лекарственными препаратами и т.д., являются, на сегодня, одними из самых ключевых для депутатов областной Думы. В течение года мы не единожды их рассматривали и на заседаниях Думы, и в комитетах, и в рабочих группах. Были выявлены серьезные недостатки в работе нашей сферы здравоохранения. Я считаю, что мы выделяем более чем значительные бюджетные средства на здравоохранение, однако эффективность их использования, на мой взгляд, оставляет желать лучшего. Конечно, главную скрипку в решении данных вопросов играет Правительство региона как распорядитель бюджетных средств. Департаменту здравоохранения необходимо более системно решать отраслевые вопросы, именно в его компетенции находится и деятельность нашей ЦРБ. Я уверен, что при правильном руководстве этим процессом очень многие вопросы можно снять. Не всегда дело в финансировании или недофинансировании, очень часто проблемы в людях и неправильно выстроенных деловых отношениях, будь то штатное расписание того или иного лечебного учреждения или принципы осуществления закупок для их нужд. Взять хотя бы тот же пример Переславской детской поликлиники. Были выделены серьезные средства на ремонт и реконструкцию, и когда дело уже близилось к завершению, оказалось, что Департамент культуры области признал здание памятником. А данный факт влечет за собой соответствующие обременения и ограничения на проведение реконструкции. Однако Департамент культуры своевременно не уведомил об этом Департамент здравоохранения, который является распорядителем бюджетных средств и практически закончил реконструкцию здания. Теперь стройка заморожена. Более бредовой ситуации трудно представить. Это чисто административный вопрос, который вполне можно было решить заранее.

- Социальная ориентация бюджета предполагает работу в таком важном направлении, как переселение из ветхого и аварийного жилья. Переславль в прошлые годы переселил более 200 семей, но в городе еще много нуждающихся в новом жилье. Будет ли продолжена программа и в каком объеме?

- Переславлю, я считаю, повезло. Мы смогли выполнить программу, которая предполагает расселение жителей многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года, - в 2014-2015 годах, несмотря на то, что срок ее действия до 2017 года включительно. То есть мы обеспечили жильем граждан на 2-3 года раньше. Иначе, они должны были быть расселены только в 2016 и 2017 годах, и то только при условии наличия областного софинансирования. Сегодня же мы видим, что, в условиях сокращения областного бюджета, в 2016 году на эти цели по области запланировано на 650 млн рублей меньше, чем в 2015 году. Поэтому мы могли бы остаться вообще за бортом или со значительным недофинансированием в 2016, а люди еще 1-2 года (то есть до 2017-2018 гг.) не смогли бы улучшить свои жилищные условия. Повторюсь, это произошло бы, если бы мы за этот год не выполнили трехлетний план. Что касается домов, признанных аварийными после 01.01.2012, то, безусловно, по их расселению будет принята новая региональная программа. Так или иначе, в областном бюджете ежегодно закладывается на эти цели около 1 млрд рублей. Кроме того, надеюсь на то, что рано или поздно у муниципального образования получится решать эти вопросы и самостоятельно путем строительства или приобретения в казну города маневренного или иного муниципального жилого фонда.

- По спорту и культуре есть вопросы горожан. Произойдут ли подвижки в деле капремонта «Ювенты»? Если да, то в каком объеме предусмотрено финансирование и за какой срок планируется произвести работы? Что касается развития спорта, то здесь основной вопрос горожан - судьба стадиона «Юность», в силе ли остается план реконструкции стадиона? Заложены ли на эти цели средства в бюджете?

- Что касается «Ювенты». Переговоры с Правительством области и депутатами Думы в процессе подготовки бюджета 2016 года по этому поводу проводятся чуть ли не ежедневно. Считаю, что это очень важный и крайне необходимый объект для города. Особенно в свете последних разбирательств с КЦ «Славич». Нам удалось, как мне кажется, убедить в этой необходимости и коллег из области, несмотря на то, что, как я уже говорил, областной бюджет на 2016 год будет очень сложным в части наполнения доходами. Точку ставить еще рано, так как бюджет еще не принят, но я не отступлюсь. Знаю, что у мэра такая же позиция.
Что касается стадиона «Юность». Пока, к сожалению, этот проект придется отложить до следующего года как минимум. Это связано с теми же причинами сокращения бюджета и общей сложной ситуацией в экономике страны. Но мы к нему обязательно вернемся. В наших планах войти с ним в федеральную программу, так как проект достаточно объемный и дорогой.
Кроме того, если говорить о спорте, мы рассчитываем в 2016 году сделать спортивные плоскостные сооружения у 3-ей и 5-ой школ. Договоренность с Правительством области уже достигнута. Буквально на днях мы с мэром провели переговоры на эту тему. Таким образом, все школы города будут обеспечены современными спортплощадками.

- Продолжится ли реконструкция и ремонт дорог в городе в том же объеме финансирования, как и в последние годы? Какие шаги были предприняты, чтобы средства Дорожного фонда на Переславль были увеличены? Получилось ли?

- Ремонт и строительство дорог, благоустройство всегда были для нас также самыми приоритетными задачами. Фракция «Единая Россия» в Ярославской областной Думе, заместителем председателя которой я являюсь, выступила, в преддверии рассмотрения бюджета, с инициативой перераспределить средства внутри Дорожного фонда в пользу муниципальных образований. С подобным предложением, к слову, обращалась в областную Думу и Переславская городская Дума, а местный политсовет партии «Единая Россия» и администрация города подготовили целый перечень объектов и направлений, на финансирование которых необходимо запланировать средства в областном бюджете. Эти предложения после долгих обсуждений на рабочих группах фракции нашли, в основном, отражение в проекте областного бюджета, и благодаря этим решениям Переславль в 2016 году получит на ремонт и содержание дорог около 20,8 млн вместо предполагавшихся ранее 13 млн.
Кроме того, в средствах Дорожного фонда мы предусматриваем мероприятие, которого не было ранее - субсидию на ремонт дворовых территорий, что принесет в город плюсом еще 15,7 млн. Помимо этого, мы вводим в действие новую областную целевую программу «Благоустройство». По этой программе город сможет получить 11,3 млн. Средства данной программы пойдут на обустройство Красноэховского и Пушкинского парков и Летнего сада, скамейки, тротуары, МАФы и т.п. Таким образом, по направлениям на ремонт дорог, дворов и благоустройство мы планируем получить в 2016 году около 48 млн рублей, что почти в три раза больше, чем в 2015 году. Кроме того, город будет обязан выделить софинансирование по данным программам в объеме 6,5 млн рублей. Еще одно направление, в котором мы с мэром ведем активную работу, - это вопрос включения проекта реконструкции ул. Маяковского и части ул. Кооперативной в областную Адресную инвестиционную программу. Здесь пока есть сложности, но, надеюсь, и в этом вопросе удастся убедить депутатов и Правительство области.
Кстати, зачастую можно услышать, что нет никакой заслуги местной власти и т.п. в том, что из бюджета области выделяются средства на ремонт дорог и тому подобные мероприятия. Это совсем не так. Областной бюджет, к сожалению, не позволяет моментально решать все проблемы, накопившиеся в муниципальных образованиях. Для этого нужны средства на порядок больше запланированных. Без постоянного «продавливания» интересов города, доказывания необходимости выделения тех или иных средств или выполнения тех или иных работ, своевременной, а часто и «фьючерсной» подготовки проектно-сметной документации по этим работам - получить средства из областного бюджета практически невозможно. Точнее, они будут в разы отличаться в меньшую сторону от тех, что мы получаем в итоге. Только благодаря активной командной работе мэра, администрации города и депутатского корпуса у нас получается выстраивать конструктивный диалог с Правительством региона и Ярославской областной Думой и решать городские проблемы в большем объеме.

- Возглавляемый Вами комитет в областной Думе занимается вопросами экономики и тесно связан в том числе с предпринимательской средой и бизнес-сообществом. Переславские предприниматели в последнее время все чаще жалуются, что развитие сетевых магазинов в городе убивает местный бизнес. Что Вы думаете по этому поводу?

- Данный вопрос необходимо рассматривать с двух сторон. Во-первых, торговля - это очень высококонкурентная среда. И это надо принимать как факт. Кроме того, надо отметить, что Ярославская область занимает лидирующую позицию в ЦФО по количеству метров торговых площадей на душу населения, зачастую площадей избыточных, что само по себе может привести к закрытию того или иного магазина. Особенно если они расположены «дверь в дверь». Подобным зачастую «грешат» наши предприниматели, открывая в соседних помещениях магазины, торгующие однотипными товарами, приобретенными у одних и тех же поставщиков и, видимо, надеясь на «протоптанную тропу». В результате никто не зарабатывает столько, сколько необходимо. Потом появляется сетевик с более низким ценовым предложением и все заканчивается совсем. Само появление сетевых магазинов - это тоже рыночный процесс, конкурировать с этим сложно, но можно. Кроме того, то, что сетевики рано или поздно придут во все города области, было понятно еще несколько лет назад, и мы постоянно предупреждали предпринимателей, что будет необходимо так или иначе диверсифицировать свой бизнес. Конечно, продавать тот же ассортимент, по тем же ценам, что и в сетевых магазинах, будет очень трудно. Нужно выбрать для реализации, например, непредставленную в городе линейку товаров. Или купить франшизу и торговать под чьей-то торговой маркой и стать самому «мини-сетевиком». Или открыть такой необходимый сейчас тип магазина, как магазин у дома. Начать торговлю местной фермерской продукцией или продукцией региональных сельхозтоваропроизводителей и т.д. И сделать, наконец, так, чтобы в небольшом магазине, пусть и с более высокими ценами, чем в сетевых магазинах, были всегда качественная продукция и продавцы, к которым ты приходишь, как к своим друзьям, и они всегда готовы помочь. Такие магазины в Переславле тоже есть.
К тому же, если взять в пример любую зарубежную страну, то там успешный малый торговый бизнес - это, как правило, небольшой магазин, со своими традициями, работающий на определенную категорию людей или удовлетворяющий конкретные потребности.
Но есть и во-вторых. Власти необходимо установить контроль за тем, чтобы распространение сетевых магазинов было в определенных рамках, дабы не «взорвать» торговый рынок совсем. Сегодня, по закону, та или иная сеть может занимать до 25% рынка торговли в том или ином регионе. Получается, что четыре торговых сети могут занять 100% рынка в регионе, что, на мой взгляд, неправильно. Мы еще в прошлом году подготовили и направили в федерацию предложения, чтобы у сетевой компании, ввиду их большого количества, доля на рынке не превышала 10%, а в совокупности они занимали бы не более 60%. Кроме того, мы выступили с предложением изменить существующую систему договорных обязательств. Необходимо обязать сетевые компании предусмотреть размещение на своих прилавках продукции региональных и местных товаропроизводителей и облегчить последним доступ на прилавки, отменив огромные бонусы и штрафные санкции, а кроме того, ограничить возможный срок отсрочки платежа за поставленный товар 3-4 неделями, а не 3-6 месяцами, как сейчас.
Просто остановить распространение сетевых магазинов волевым решением будет нерыночным шагом. Недопустимо лишать наших сограждан права выбора и возможности покупать продукты по более низким ценам. Люди голосуют рублем за тот или иной магазин. Нужно меняться самому и менять свое предложение на рынке.

- На сегодняшний день есть много форм поддержки предпринимательства - гранты, субсидии и т.д. Насколько активно пользуются этими формами переславцы?

- Переславцы, к счастью, пользуются разными формами поддержки достаточно активно. Мне удалось убедить в свое время глав города и района в необходимости предусмотреть достаточное софинансирование областных программ поддержки в муниципальных бюджетах. Кроме того, важным подспорьем является и тот факт, что мы создали несколько лет назад Центр поддержки предпринимательства, который, несмотря на то, что формально «приписан» к району, оказывает консультационные и иные услуги всем представителям малого бизнеса Переславского края. Кстати сказать, мерами государственной поддержки регионального уровня пользуются не только предприниматели и малые предприятия, но и наши промышленные предприятия: «ЛИТ», «Полиэр» и т.д. Это стало возможным в том числе и потому, что по инициативе нашего комитета в некотором смысле изменилась концепция отношения власти к региональной промышленности. Мы приняли в 2015 году региональный «Закон о промышленной политике», одним из авторов которого я являюсь. Объявили 2015 год - годом промышленности в Ярославской области, наполнив его соответствующими мероприятиями. Появилось много программ дуального образования. И, самое главное, мы увеличили финансирование по программе поддержки промышленности с 39 до 250 млн рублей, благодаря чему круг получателей различных мер поддержки значительно увеличился. Надо сказать, что подобную сумму мы планируем и на 2016 год.

- Губернатор на днях озвучил итоги рассмотрения комиссией перспективных туристских проектов региона, туда вошли в том числе «Русский парк» и «Веретея». На Ваш взгляд, какие перспективы развития туризма в Переславле? Стоит ли выбирать туризм основным направлением развития города?

- Туризм, как правило, является основным видом деятельности для тех мест, регионов и стран, где больше ни на чем другом не заработаешь. Причем в ряде случаев это сподвигло к тому, что на туризме научились делать серьезные деньги. Например в Риге и в Латвии в целом, после всех постсоветских потрясений и «активного взаимодействия» с ЕС, была развалена практически вся промышленность и сельское хозяйство. Остался только крупный морской порт и собственно туризм. Так вот, в развитии последнего они действительно преуспели увеличив оборот рынка туристской сферы в 10 раз за 5 лет со 100 млн долларов до одного миллиарда. Как говорится, не было бы счастья, так несчастье помогло. И, кстати, их опыту развития сферы туризма стоит поучиться.
В нашем случае существует симбиоз разных направлений развития города. У нас очень неплохо работают промышленность, торговля и другие сферы деятельности. Туризм сам по себе, безусловно, может и должен стать одним из базовых направлений. Но для того чтобы это произошло, необходимо трансформировать очень высокое число посещений города, - это свыше 400 тыс. человек в год - в деньги, в оборот предприятий сервиса, торговли и в конечном итоге в пополнение бюджета города. Причем, повторюсь, нам необходимо сейчас работать не столько над количеством посещений города, сколько над их качеством! А это очень непростой вопрос. Сегодня средний чек туриста в Переславле составляет от 500 до 1500 рублей. Город же сможет почувствовать, что от туризма может быть иная отдача, кроме загаженных «туристами» окрестностей и забитых пробками дорог, только в том случае, если этот чек будет раз в 10-15 выше. Турист должен быть туристом, а не транзитным пассажиром. Должна существовать общегородская система. Человек, посетивший наш прекрасный город, должен «зависнуть» тут на два-три дня. Тогда и будет формироваться средний чек в необходимом нам размере. Для этого должны быть созданы соответствующие условия для размещения, питания, культурные и развлекательные программы. Должны действовать информационно-консультационные турцентры и так далее. И, безусловно, необходима серьезная работа по благоустройству города, без которого не обойтись ни местному жителю, ни туристу.
Что касается крупных инвестиционных туристических проектов типа «Русского парка», то их появление можно только приветствовать. Именно такие объекты и создают ту необходимую инфраструктуру и ту комфортную среду, которая является магнитом для потенциальных туристов и заставляет их как можно больше времени проводить в нашем городе.

- Вопрос о реорганизации системы теплоснабжения: что в будущем?

- В пятницу, 27 ноября, в областной Думе состоялось заседание комитета по жилищно-коммунальному комплексу и энергетике, на котором рассматривался вопрос о ситуации с теплоснабжением города. В основном депутаты поддержали позицию мэра о давно «перезревшей» проблеме и приняли решение дать поручение руководству города подготовить программу по реконструкции системы теплоснабжения и привлечь к финансированию этих работ средства инвесторов. А на уровне области, я считаю, должна появиться Областная целевая программа на 2016-2018 г.г. с названием типа «Модернизация системы теплоснабжения в г. Переславле-Залесском», предусматривающая ремонт и реконструкцию сетей и строительство модульных котельных. На мой взгляд, программа должна «весить» порядка 1 млрд рублей на три года, из которых 700 млн - внебюджетные средства, 200-250 млн - средства областного бюджета и 50 млн - городского. Разработать и профинансировать такую программу вполне по силам. В ней будут прописаны цели, задачи и сроки выполнения конкретных работ. Основным итогом реализации такой программы станет создание устойчивой системы теплоснабжения, минимизация потерь в сетях и, соответственно, существенное сокращение расходов бюджетов всех уровней на всевозможные субсидии, касающиеся восполнения потерь теплоснабжающих организаций, а самое главное - жители города наконец-то избавятся от ежегодных проблем с теплом и горячей водой. Подготовить такую программу - вполне реально, и это нужно было сделать давно, но согласовать позиции всех участников процесса долго не получалось. Так или иначе, считаю лоббирование появления такой программы одной из основных задач для нас в ближайшее время.

- Как Вы прокомментируете истерику в СМИ по поводу активов мэра в иностранной компании?

- В данном случае, я бы перефразировал известное выражение: «Если скандал разгорается - значит, это кому-нибудь нужно». Полагаю, что своей непреклонной позицией по вопросам организации теплоснабжения города Денис Викторович наступил на чьи-то интересы. Иначе как объяснить тот факт, что история с активами в Германии приобрела такой резонанс и бесконечно тиражируется во всевозможных СМИ и Интернет-ресурсах как самое громкое преступление века? Во-первых, общеизвестный факт, что он пришел из бизнеса и пришел не бедным человеком. Во-вторых, он никогда не скрывал обладание вышеупомянутой долей в германском предприятии. Насколько мне известно, в предвыборной декларации 2012 года он эти активы указал. Позднее перевел на супругу. То, что не указал их в более поздних декларациях, конечно, является правонарушением. Но, принимая во внимание подтвержденный прокуратурой факт, что он не получал доходов по эти активам, данное деяние не несет в себе той общественной и политической значимости, как хотят представить некоторые «доброжелатели». Бюджет и интересы города Переславля от этого никак не пострадали. Согласно законодательству, санкции за данное нарушение очень размыты, оно может привести к дисциплинарному наказанию, вплоть до увольнения по «утрате доверия», а может и не привести. Необходимо оценивать ту самую «значимость», о которой я говорил. Губернатор переадресовал право вынесения решения по данному вопросу депутатам городской Думы. Я думаю, они разберутся. В любом случае, нездоровый ажиотаж, который создают отдельные «товарищи» вокруг этого вопроса, надо заканчивать и продолжать работать над теми непростыми, волнующими всех горожан вопросами, которые мы рассматривали в сегодняшнем интервью.

RIGHT BANNER
видео
ВСЕ видео
Игротека в Переславле
Антон Емелин - мнение о публичных слушаниях
Публичные слушания - правдивая история победы рубля над совестью
Полигон ТБО
МНЕНИЯ И ИНТЕРВЬЮ
ВСЕ ИНТЕРВЬЮ и мнения
Тарифы останутся прежними, бюджет – социально ориентированным

Региональное правительство подвело итоги уходящего года и озвучило планы по бюджету на предстоящий период. С 1 июля планируется повышение тарифов на коммунальные услуги для жителей Ярославской области в среднем на 5,4%.

Политика Экономика
Будем создавать в Переславле "точки роста"

Совсем недавно кресло заместителя мэра по градостроению занял Александр Вячеславович Малышев. Нашему корреспонденту он рассказал о своих первых впечатлениях, которые он уже успел получить на столь ответственному посту.

Политика Экономика
Депутаты начали работать над бюджетом будущего года

Депутаты Ярославской областной Думы приступили к работе над главным финансовым документом области.

Политика Экономика
Регион выбирает качественные дороги

К началу сентября дорожный фонд Ярославской области, составляющий 4,5 миллиарда рублей, израсходован почти наполовину. Как используются средства?

Политика Экономика