Мы побеседовали с ректором Университета С.М. Абрамовым, председателем Попечительского совета, Генеральным директором ЗАО «Завод «ЛИТ» Н.Д. Шиловым, проректорами В.Г. Басос, В.В. Лучшевой, зам. зав. кафедрой системного анализа С.А. Амелькиным и руководителем отдела технического сопровождения обучения Л.В. Пармёновой.
Университет города Переславля, первый негосударственный в России Университет малого города, был открыт в 1993 году по инициативе директора ИПС РАН профессора А.К. Айламазяна, академика РАН Е.П. Велихова и при огромной поддержке администраций города, района и ведущих предприятий города — ЗАО «Завод «ЛИТ», ОАО «Компания Славич», ОАО «Трест «Переславльстрой».
Открытие вуза преследовало следующие цели:
— дать возможность переславским детям, не покидая город, получать высококачественное высшее образование самых востребованных специальностей;
— использовать в интересах города научный и кадровый потенциал Института программных систем РАН, его научные связи и накопленный опыт в сфере образования;
— опираясь на современные информационные технологии, вдохнуть новое содержание в жизнь небольшого города;
— способствовать созданию высокотехнологичных рабочих мест на предприятиях Переславля;
— остановить отток из города талантливой переславской молодежи.
В интервью нашим корреспондентам В.Г. Басос сказала, что, действительно, в последние годы число поступающих в университет снизилось, и причины тому объективные. Это два фактора — демография и политика федерального центра, направленная на изъятие всех абитуриентов из регионов России и их вывоз в небольшое количество крупных образовательных центров. Эта политика реализуется механизмами ЕГЭ, когда имеется возможность послать копии результатов ЕГЭ в несколько федеральных ВУЗов и с большой вероятностью быть зачисленным в одном из них. Эта политика приводит к вымыванию интеллекта из всех регионов России, не только из Переславля. Дети разбегаются из всех провинций России в федеральные университеты, и обратно практически никто не возвращается. Дикие последствия такой политики, таких законов наконец-то осознали в Москве. Поэтому сейчас задумались, как компенсировать тот урон, который наносят регионам ранее принятые законы, и в Государственной Думе рассматривают законопроект «О первом рабочем месте». Суть в возврате принудительного распределения выпускников. То есть, сманив детей из регионов России в федеральные университеты и обучив их за счет бюджета, потом выпускников-специалистов будут принудительно возвращать из столиц в регионы.
Для Переславля проблемы демографии и пагубный федеральный пылесос привели к таким результатам:
— по демографии: в 2006 году выпускников школ было 360, в нынешнем — 170. Падение более, чем в 2 раза.
— по федеральному пылесосу: в 2003–2007 годах примерно 20% выпускников школ шли в наш Университет; в последние годы только 6–8% выпускников школ идут учиться к нам. Падение примерно в 3 раза. Две трети талантливой молодежи покидают город, благодаря федеральному пылесосу.
В результате количество абитуриентов, поступающих в Университет, снизилось в шесть раз. Да, это проблема для Университета. Но еще в большей степени это проблема города. Из города вымываются молодые и интеллектуальные силы. В этом виновата не столько демография, но и федеральная политика вывоза детей из регионов. Кроме того, работая со школьниками, общаясь с ними, мы слышим, что многие школьники хотят, мечтают, уехать из города. Так что, федеральные усилия здесь складываются с чаяниями той доли детей, которые не считают Переславль перспективным для себя местом.
Эту же мысль подтверждает В.В. Лучшева и делает упор на то, что не только дети хотят уехать из города, но и родители стремятся отправить своих детей в большой город.
С.А. Амелькин отмечает, что, несмотря на большую работу, которую Университет проводит со школами по популяризации университета (тематические, актовые лекции, встречи с преподавателями Университета, его выпускниками, Членами Попечительского совета), это не всегда дает желаемые результаты. Он рассказал, что размещается информация на кабельном телевидении, в газетах, по радио, но оценить ее эффективность сложно.
В то же время, сейчас во многих второсортных бюджетных (государственных) вузах существует недобор, что делает вероятность поступления в них практически стопроцентной. За счет ЕГЭ практически гарантирована возможность попасть на бюджетное место в вузы Москвы и Ярославля. И абитуриент делает выбор не в пользу нашего Университета — выбирает пусть и захудалые вузы, но реализует свою мечту покинуть город.
Среди различных слухов бытует мнение и о том, что оплата обучения в Университете города неоправданно высокая.
«Позвольте с этим не согласиться — говорит Л.В. Пармёнова, мама первокурсника,— Информация о стоимости обучения по нашим направлениям доступна на сайтах вузов Москвы и Ярославля, откуда видно, что там она существенно выше. Кроме этого, нужно еще прибавить расходы на проживание, проезд, питание. Что еще особенно важно, оплата за обучение в УГП имени А.К. Айламазяна фиксированная и не повышается в течение всего срока, в отличие от других вузов, и это является преимуществом нашего Университета».
В своем интервью Николай Дмитриевич Шилов сетует на снижение качества инженерного образования в целом в России, что, по его мнению, скажется на всех предприятиях и продукции, выпускаемой нашей страной.
Университет Переславля выпускает как раз специалистов с инженерным образованием, качеством которого Н.Д. Шилов исключительно доволен: «Все ребята грамотные, их просто надо правильно направить по той специальности, по которой они будут работать. Надо принять простое решение: закончили студенты два курса, а на 3 и 4 курсе, чтобы они проходили стажировку на предприятии уже по будущей специальности. Из них можно сделать и инженера-конструктора, и проектировщика, и администратора — начальника цеха. Сейчас необходимо, чтобы такие серьезные предприятия, как «Нордения», «Полиэр», «Залесье», мы и часть других предприятий использовали целевое обучение, по крайней мере, с 50% оплатой за счет предприятия. Вести обучение до конца, с 3 курса выплачивать им заработную плату на стажировке, тогда можно решить как-то проблему утечки молодежи и мозгов из города, проблему грядущей убийственной нехватки инженерных кадров в городе».
«Особенностью нашего вуза — подчеркнула В.Г. Басос,— является участие студентов в реальных проектах. Студенты привлекаются к работе в группе компьютерной поддержки, обеспечивая техническую поддержку учебного процесса, также работают в учебной части, на кафедрах и в библиотеке. В течение нескольких лет студенты участвуют в разработке проекта Информационная система УГП. На базе университета прошли уже 18 научных студенческих конференций, в том числе с участием школьников в последние годы, где студенты представляют свои первые научные исследования и инженерные разработки. Разработанная вузом технология проведения студенческих конференций была высоко оценена Министерством образования и науки, и этот опыт был рекомендован к распространению на всю Россию. Результат нашего подхода — 100-%-ное трудоустройство наших выпускников, и многие из них работают на благо нашего города. Вот некоторые примеры: Александр Чудинов — руководитель IT-компании IT-ACES, Николай Трофимов — ведущий специалист этой же компании, Аркадий Сербин и Олег Брага — основатели креативной веб-студии RedAper, Василий Кузьмин — ведущий инженер бюро инноваций ЗАО «Завод «ЛИТ», в администрации города работают: Аникина Анна — начальник Управления экономики, Семенов Павел — заместитель начальника Управления экономики, Федеряева Дарья — ведущий специалист Управления экономики, Тихонова Оксана — ведущий специалист Управления финансов, в ООО «НПО Протэкт»: Гаранин Илья — ведущий менеджер проекта, Петрова Екатерина — руководитель проекта, Богатова Юлия — аналитик.
В планах университета расширение сферы нашей деятельности. Если коротко, то это:
— открытие новых направлений;
— развитие дополнительного образования, повышение квалификации и переподготовка кадров для предприятий, работа с различными категориями населения по повышению их IT-компетентности;
— более тесное сотрудничество с предприятиями, выполнение курсовых и дипломных работ по их заказу».
В своем интервью Сергей Михайлович Абрамов подчеркнул: «Университет города Переславля, это не университет информационных технологий, не университет для ИПС имени А.К.Айламазяна РАН. В самом названии отражена его миссия — Университет города, кузница кадров для города. Мы подтверждаем мировую статистику: «Если ребенок уехал за образованием: 100% — он не вернется. Если ребёнок получил образование на родной земле: 50% — он уедет за лучшей долей, 50% — он будет счастлив дома и своим трудом и интеллектом разовьет родную землю». Все именно так и получается! Всего Университетом подготовлено 800 выпускников, из них 45% уехали, 55% остались в городе и практически работают на ключевых позициях разных предприятий и учреждений города.
Ситуация схожая и по всему городу. Город пропитан «свежими мозгами», квалифицированными специалистами, подготовленными Университетом. У кого-то свой бизнес, кто-то работает в администрации города, в Сбербанке, Газпроме, на ЛИТе, на площадках «Славича». Даже если они работают не в IT-отрасли — а мы ведь готовим и экономистов — это люди, хорошо подготовленные, как специалисты, и способные своим трудом и интеллектом менять к лучшему жизнь в нашем городе!
Сегодня проблема не с первокурсниками Университета, а проблема с будущими трудовыми и интеллектуальными ресурсами города. Ее требуется понимать так и только так. И проблема в большей части лежит в области Федеральной политики. Федеральная политика нацелена на «вымывание мозгов» из всех регионов России, и Переславль здесь не исключение. В такой же ситуации находятся и областные и районные центры. ЕГЭ развращает молодежь. Фраза: «Разошли в несколько мест результаты сдачи ЕГЭ», — меняет отношение молодежи к обучению. Дети мечтают о чем-то несбыточном, не знают жизни. И федералы, пользуюсь этим, их срывают с места. Это ошибка Федеральной политики. И уже сегодня Госдума рассматривает Закон о первом рабочем месте, то есть о принудительном распределении выпускников с бюджетных мест государственных вузов. Вот так у нас лепят законы! Сначала они объединили вузы в несколько крупных Федеральных университетов, сорвали всех абитуриентов с родных мест, а теперь пытаются заставить их вернуться.
Но это не важно. У федералов свои цели и задачи. И даже своя логика принятия решений, а дело местной власти другое — местная власть отвечает за перспективу развития города. И Университет города тоже заботится о кадровой составляющей нашей земли. С точки зрения местной политики мы должны думать не о том, как обеспечить кадрами планету Земля или Россию, мы должны думать только о благополучии Переславской земли. И местная власть, и Университет не должны складывать руки, а должны принимать меры, которые компенсируют последствия разрушительной федеральной политики. Дело местной власти объяснить молодым неокрепшим умам, что здесь место, где они не только могут получить лучшее в нашей отрасли образование, но и где они могут выстроить благополучную успешную карьеру: профессиональную, научную — для тех, кто этим интересуется, — бизнес-карьеру, денежную и семейную — удачную по всем направлениям. Наш город имеет массу преимуществ перед другими».
На вопрос корреспондента, каким будет город, если Университет прекратит свою работу, Сергей Михайлович ответил: «Такая ситуация не возникнет, так как все здравомыслящие силы города работают на то, чтобы не только сохранить Университет, но и на то, чтобы он развивался. Кроме того, эту ситуацию просто нельзя допускать. Если же такое себе представить, то понятно, что у города нет будущего без университета, город будет чахнуть, прекращать свое развитие. Развитие территорий — это, прежде всего, развитие экономики, а это в свою очередь повышение эффективности труда, которое невозможно без развития наукоемких технологий и соответствующих кадров.
Еще бытует мнение, что в Университете больше всех заинтересован ИПС имени А.К.Айламазяна РАН. А если так, то пусть Институт (в одиночку?) и спасает Университет. С.М. Абрамов с этим радикально не согласен: «Коллеги, во-первых, из 450 выпускников, работающих в городе, только 20% работает в Институте и 80% работают в других организациях и на предприятиях. Институт не уклоняется от своей ответственности за судьбу Университета города. Но то, что ИПС имени А.К.Айламазяна РАН давал и дает Университету — базовые кафедры, преподавательский корпус, материально-техническая база и многое другое — с лихвой покрывает те самые 20%. Так что большего от ИПС имени А.К.Айламазяна РАН требовать негоже. Наконец, кадровые проблемы стоят перед городом в целом, а вовсе не перед Институтом. ИПС имени А.К.Айламазяна РАН свои кадровые проблемы решил на многие годы вперед: сегодня здесь 60% исследователей моложе 35 лет, в то время как в среднем по России мечтают только к 2018 оду омолодить академические институты до уровня «40% моложе 39 лет». То есть, по молодым кадрам ИПС имени А.К.Айламазяна РАН впереди всей России на многие годы. Кроме того, ИПС имени А.К.Айламазяна РАН вводит в строй дом с 30 служебными квартирами. Это бесценный ресурс решения кадровых проблем, поскольку после этого Институт будет способен пригласить любого специалиста или ученого из любого города и любой страны. У нас интересные проекты, мы платим хорошие зарплаты за хорошие результаты и мы знаем, что отвечать на вопрос «а где я буду жить». Жить наши сотрудники будут в отличных, удобных, современных квартирах, зарабатывать приличные деньги и (на эти деньги) самостоятельно создавать уже свое собственное жилье — свои собственные квартиры или коттеджи, кому что больше нравится. Так что, у ИПС имени А.К.Айламазяна РАН кадровых проблем нет, и в ближайшем будущем не будет.
В заключение скажу всем жителям нашего города, властям нашего города, бизнес-структурам нашего города надо понять одно: нет проблем у Университета с набором студентов, есть проблема у города с утечкой молодежи и интеллекта. Только так надо смотреть на происходящее. И понимать, что это смертельная угроза для будущего города. Так эту угрозу и оценивать. И с соответственной серьезностью и решимостью подходить к ликвидации этой угрозы. И тогда все у нас получится. И наш город будет жить счастливо».
Региональное правительство подвело итоги уходящего года и озвучило планы по бюджету на предстоящий период. С 1 июля планируется повышение тарифов на коммунальные услуги для жителей Ярославской области в среднем на 5,4%.
Совсем недавно кресло заместителя мэра по градостроению занял Александр Вячеславович Малышев. Нашему корреспонденту он рассказал о своих первых впечатлениях, которые он уже успел получить на столь ответственному посту.
Депутаты Ярославской областной Думы приступили к работе над главным финансовым документом области.
К началу сентября дорожный фонд Ярославской области, составляющий 4,5 миллиарда рублей, израсходован почти наполовину. Как используются средства?