Авторизация
Вокзал не для двоих...
Экономика >

Вокзал не для двоих...

Елена Морозова, 02.06.2017 07:10
фото: images.esosedi.ru
В Переславле вновь заговорили о железной дороге. Впервые возвращение к теме «железки» произошло около 7 лет назад, когда активно начал строиться курорт «Золотое кольцо» вблизи деревни Иванисово. Сейчас городу снова нужна железная дорога, которая должна дать толчок развитию туризма и экономики.

Совещание в администрации города, на котором встретились и.о. мэра Переславля Владимир Волков и представители РЖД вернуло к теме развития железнодорожного сообщения, как к одному из важных инструментов развития города.
Василий Иванович Катькин, заместитель начальника Северной ЖД по территориальному управлению вместе с чиновниками и директорами крупнейших предприятий обсудили, как должен функционировать ближайший транспортный узел – железнодорожная станция «Берендеево». Не секрет, что сейчас некогда многолюдный вокзал в Берендеево становится все более пустынным. В столицу отсюда не уехать, можно добраться лишь до Ярославля и Александрова. А ведь в свое время, когда курорт «Золотое Кольцо» в Иванисово строился и обещал принимать тысячи туристов, речь шла о том, чтобы транспортное сообщение со столицей было возможно. Предполагалось, что электричка из Москвы до Берендеева может увеличить турпоток за счет тех жителей столицы, которые хотят посетить Переславль и Переславский район, но совершенно не желают стоять в пробках на Ярославке.
В ходе нынешнего заседания  было принято решение каждой из сторон, участвующих в переговорах, подготовить свои предложения – как может использоваться жд станция под названием «Берендеево», чтобы она не стала вокзалом без пассажиров…

Так вокзал выглядел раньше

Между тем вспомним, что железная дорога в Переславле имеет очень сложную и уходящую в позапрошлый век историю. Ещё в 1860-х годах встал вопрос о строительстве через город Переславль магистральной железнодорожной линии Сергиев Посад — Ярославль. Однако у этих планов объявились не только сторонники, но и жесткие противники. Есть версия, что представители переславского купечества дали взятку проектировщикам железной дороги Сергиев Посад — Ярославль, в результате чего первоначальный проект был изменён, и железная дорога прошла другим маршрутом. Так дорога «убежала» через Александров, оставив Переславль в стороне. Впрочем, и в этой легенде есть «белые пятна» - в случае строительства железной дороги Сергиев Посад — Переславль — Ростов южнее Переславля пришлось бы выполнять большой объём земляных работ, поскольку в этом районе рельеф местности не самый благоприятный, пересеченный. Поэтому конечный маршрут был, вероятно, выбран по той причине, что он смог обойти холмистую местность и удешевил строительство.
В 1910-х годах предполагалось строительство через Переславль широтной железнодорожной линии Берендеево — Калязин — Завидово. Проект не был осуществлён. В 1922 году началось строительство железной дороги Берендеево — Переславль. Были выполнены некоторые земляные работы, но затем строительство было брошено. К нему не возвращались больше двадцати лет. (источник информации: http://pki.botik.ru).

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, ехал поезд запоздалый...

Первой железной дорогой в Переславле стала узкоколейная железная дорога Купанского транспортного управления, открытая в 1937 году. Она не имела выхода на магистральную железнодорожную сеть. Отсутствие железной дороги широкой колеи сдерживало развитие города. Необходимость строительства железной дороги от Переславля до ближайшей к нему станции Берендеево на магистрали Москва — Ярославль была очевидной.

Вскоре после Великой Отечественной войны, в трудное время, когда все западные регионы страны были полуразрушены, наблюдалась острая нехватка строительных материалов и рабочей силы, было принято решение о начале строительства железной дороги Берендеево — Переславль. Постановление о строительстве железной дороги Берендеево — Переславль в 1947 году было подписано лично И.В. Сталиным.
О строительстве железнодорожной ветки широкой колеи Берендеево—Переславль-Залесский (газета «Коммунар», 30 июля 1947 года)
«21 июля сего года Совет Министров Союза ССР решил принять предложение Министерства рыбной промышленности Западных районов СССР и Ярославского облисполкома и включил в план строительства сверхлимитных объектов 1947 года строительство железнодорожной ветки широкой колеи Берендеево — Переславль-Залесский.
Этот документ, подписанный лично товарищем Сталиным, вносит новую страницу в историю нашего города и района, открывает широкие перспективы в его культурном и экономическом развитии. Кто из переславцев не мечтал об этом дне? Но каждый верил, что в стране, где партия и правительство, лично товарищ Сталин повседневно заботятся о судьбе своего народа, этот день придёт. И он пришёл.
Несмотря на трудности послевоенного периода, когда в стране идут грандиозные восстановительные работы народного хозяйства, разрушенного немецкими фашистами, правительство выделило на строительство железнодорожной ветки Берендеево — Переславль-Залесский на 1947 год 4 миллиона рублей и разрешило рыбной промышленности провести организованный набор рабочей силы для строительства в количестве 600 человек.
Для каждого труженика города и деревни района это большая радость. Вот почему каждый из нас встречает известие о строительстве дороги с большим воодушевлением. На заботу партии о судьбах советского человека переславцы у станков на производстве, колхозники на полях ответят новым производственным подъёмом, борясь за досрочное выполнение планов работ второго года послевоенной пятилетки».
Сроки ввода в эксплуатацию многократно переносились, «до бесконечности» откладываясь на следующий год. В 1951 году в переславской газете «Коммунар» писали, что будет сделано всё возможное для того, чтобы первый поезд из Берендеево пришёл в Переславль в конце 1951 года. Но первый поезд пришёл лишь 6 января 1956 года.

Так строили БАМ... Нашу узкоколейку строили 21 год

В первые 8 лет работы железнодорожная линия Берендеево — Переславль была ведомственной (владелец не установлен, скорее всего, им являлась текстильная фабрика «Красное Эхо»). В 1964 году железнодорожная линия Берендеево — Переславль была передана в состав сети железных дорог общего пользования МПС СССР. По этой причине в справочнике «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году) датой ввода в эксплуатацию станции Переславль назван 1964 год. Планировалось, что на линии Берендеево — Переславль будет не только грузовое, но и пассажирское движение. Вместе с железной дорогой в 1950-е годы на станции Переславль был построен вокзал. Но по железной дороге так и не прошёл пассажирский поезд. Открытие пассажирского движения, как и ранее — открытие самой железной дороги, «до бесконечности» откладывали на будущее. Публикации, посвящённые пассажирскому движению на железной дороге, периодически появлялись в переславских газетах на протяжении нескольких десятилетий.

С 1990-х годов, когда пассажирское движение в России стало активно сворачиваться и отменяться даже на тех тупиковых ветках, где оно было на протяжении ста лет — стало очевидным, что пассажирский поезд широкой колеи в Переславль уже никогда не придёт. С 2003 года в древний город не придёт и узкоколейный поезд...
В 2009 году здание вокзала станции Переславль было продано посторонней организации. Железнодорожникам пришлось «переселяться» из монументального здания постройки 1950-х годов в установленные на территории станции быстровозводимые бытовки. За свою почти полувековую историю железнодорожный вокзал Переславль-Залесский не принял ни одного пассажирского вагона. С июня это пассажирское здание не относится к Северной магистрали.
Железнодорожная ветка Берендеево — Переславль (Ярославское отделение) возникла как подъездные пути к ткацкой фабрике «Красное Эхо», существующей и поныне в центре Переславля как ОАО «Залесье». Юмористы Штепсель и Тарапунька шутили. Один спрашивал: «Какая самая длинная железная дорога в мире?». «Берендеево — Переславль, 21 километр этого участка строили ровно 21 год», — отвечал другой. И это реальный факт…
http://infojd.ru/12/pereslavl.html

RIGHT BANNER
видео
ВСЕ видео
Полигон ТБО
Наше хоккейное серебро!
Пожар на территории переславской Венеции
Авария - прорвало трубу - ул. Кардовского 106
МНЕНИЯ И ИНТЕРВЬЮ
ВСЕ ИНТЕРВЬЮ и мнения
Тарифы останутся прежними, бюджет – социально ориентированным

Региональное правительство подвело итоги уходящего года и озвучило планы по бюджету на предстоящий период. С 1 июля планируется повышение тарифов на коммунальные услуги для жителей Ярославской области в среднем на 5,4%.

Политика Экономика
Будем создавать в Переславле "точки роста"

Совсем недавно кресло заместителя мэра по градостроению занял Александр Вячеславович Малышев. Нашему корреспонденту он рассказал о своих первых впечатлениях, которые он уже успел получить на столь ответственному посту.

Политика Экономика
Депутаты начали работать над бюджетом будущего года

Депутаты Ярославской областной Думы приступили к работе над главным финансовым документом области.

Политика Экономика
Регион выбирает качественные дороги

К началу сентября дорожный фонд Ярославской области, составляющий 4,5 миллиарда рублей, израсходован почти наполовину. Как используются средства?

Политика Экономика